РУЧНОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО

Методические рекомендации

Автор Удова А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

стр1

Виды ковровых изделий

стр1

Материалы и оборудование

стр1

Сновка и заправка станка

стр2

Тема 1. Геометрический палас

стр2

Тема 2. Курский цветочный ковер

стр2

Тема 3. Украинский килим

стр3

Тема 4. Гобелен

стр3

Тема 5. Ворсовый и махровый ковры

стр3

Тема 6. Сумах

стр3

Тема 7. Комбинированные техники

стр3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

стр3

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. Шуточный тест

 

Приложение 2. Нешуточный кроссворд

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития творческих способностей детей и подростков интересовала и интересует многих. В школах и в учреждениях дополнительного образования существует множество учебных групп и студий, уделяющих внимание занятиям по декоративно-прикладному искусству.

Сегодня ручное ковроткачество не самая распространенная техника для воплощения детских фантазий. Связано это, прежде всего, с трудоемкостью процесса ткачества, требующего большого количества времени, терпения и усидчивости. Кроме того, в связи с быстрым развитием машинного ковроделия старый ручной способ (вместе со своими достоинствами и недостатками) отошел на задний план, и на сегодняшний день мы имеем незначительное количество специалистов, работающих в этой области. Исключения составляют традиционные районы ковровых промыслов: Курская, Курганская, Тюменская области, Северный Кавказ, Дагестан.

Ручные ковры несут в себе вековые традиции художественной культуры, воплощенные в передающихся из поколения в поколение образах, символах, цветовых сочетаниях.
Передавая сегодняшним школьникам наивные (с высоты XXI века) секреты древней техники, педагог формирует целостную художественную культуру учащихся как неотъемлемую часть культуры духовной. Ребята учатся видеть в старинных и, может быть, запутанных ковровых рисунках целые рассказы о жизни крестьян, учатся отличать особенности ковров разных районов России, Кавказа, Средней Азии. Этому способствуют посещения музеев, выставок, просмотр слайдфильмов, художественных альбомов. Ребят привлекают яркие, самобытные рисунки народных ковров, интерес вызывают также современные декоративные панно-гобелены.

Техника ковроткачества развивает мелкие движения пальцев, внимание, усидчивость, а также художественный вкус.

Кроме непосредственного ткачества, которому посвящено данное пособие, занятия должны включать в себя работу над декоративной композицией (общие сведения о составлении коврового рисунка и переработка собственной оригинальной композиции для воплощения ее в материале), а также работу над цветовым колористическим решением.

В задачи преподавания входит формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в декоративно-прикладном искусстве, формирование художественно-творческой активности учащихся, овладение образным языком ковра и гобелена.

И пусть ручные ковры никогда уже не займут того важного и необходимого места в каждой семье, в каждом доме, но традиция ручных художественных изделий, украшающих наш интерьер, хранящих тепло человеческих рук должна быть нами сохранена и передана нашим детям.

В учебной группе по ручному ковроткачеству могут быть с успехом заниматься как мальчики, так и девочки возраста 10-15 лет.

У младших школьников трудность состоит в необходимости длительное время повторять однообразные движения, кроме того, чем младше ученик, тем быстрее ему хочется увидеть свою работу завершенной, а в ковроткачестве до результата бывает довольно далеко. Однако терпение часто побеждает.

У старших школьников сейчас ярко выражена профессиональная ориентация. Если декоративно-прикладное искусство не связано с будущим занятием, то учащийся может потерять к нему интерес. Однако на увлекательное хобби найдет время каждый.

Для ребят, серьезно увлекающихся рисованием, гобелен – новое, необычное поприще для воплощения своих замыслов.

Огромную пользу приносит копирование фрагментов народных образцов с их самобытными представлениями о красоте.

На мой взгляд, прежде чем рисовать собственную композицию, учащийся должен поработать на ткацком станке, поэтапно изучить различные техники и особенности рисунка разных видов ковров и гобелена. В этом случае он почувствует специфические возможности ткачества и потом учтет их в своей творческой работе.

 

ВИДЫ КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

    

Ковровые изделия можно разделить на два основных вида: гладкие и ворсовые.

Гладкие, в свою очередь, делятся на односторонние (рисунок прочитывается только с лицевой стороны) – это кавказские ковры сумахи и ямани, поверхность которых напоминает вязанную на спицах, гобелены – декоративные настенные панно со свободным рисунком; двусторонние (рисунок можно читать с любой стороны, изнанка отсутствует) – это, прежде всего, паласы с геометрическим или цветочным узором и килимы, которые ткались в южных районах: на Украине, в Молдавии, Румынии, для их рисунка характерны плавные растительные линии и силуэты, которые, однако, могут сочетаться и с геометрическими.

Ворсовые ковры имеют мягкую ворсовую поверхность, которую образуют ковровые узлы, завязанные на нитях основы. Такие ковры делятся на собственно ворсовые (высота ворса 4-10 мм) кавказские и среднеазиатские с геометрическим рисунком; махровые – более рыхлые сибирские ковры с высотой ворса 20-30 мм, чаще с растительным узором; прибалтийские ковры в технике рю-ю с длиною ворса 70-80 мм.

Существуют также ручные ковры с комбинированной техникой: паласы с ворсом, паласы с настилом и др.

Промыслы ковроткачества возникли еще в XVII веке, а техника, как разновидность ткачества, еще раньше. Традиционными районами ворсовых ковров и сумахов были Кавказ и Средняя Азия, где ковры являлись неотъемлемой частью быта. Коврами утепляли и украшали интерьер, покрывали лошадей, верблюдов. В России существовали безворсовые ковры-паласы, которыми устилали пол в избах, закрывали лавки, сундуки. Махровые русские ковры продавали на ярмарках и использовались они на санях зимой во время длинных поездок.

Название «гобелен» сегодня укрепилось за декоративным текстильным панно, выполненным в самых различных техниках. Проще говоря, гобелен – это текстильная картина, имеющая, однако, свои особенности и подчиняющаяся законам декоративной композиции.

Откуда же пришло слово «гобелен»?

Настенные гладкие ковры – шпалеры – появились в Европе во времена Крестовых походов, однако, современные произведения роднит со старинными образцами подчас лишь название. Одна из первых шпалерных мануфактур в Париже заняла помещение мастерской красильщиков по фамилии Гобелен, и это имя распространилось на вырабатываемые ею шпалеры. Композиции гобеленов были рассчитаны на большие плоскости стен замков (которые они утепляли и украшали), фасады домов, балконы. Гобелены могли служить перегородками в залах. Обычно они заказывались сериями, как, например, серия «Дама с единорогом».

По сравнению с современными гобеленами в те времена использовались более тонкие шерстяные и шелковые нитки.

Спустя несколько веков производство ручных шпалер потеряло свое значение, перестало быть необходимостью, старые рисунки и старая техника изжили себя. К началу ХХ века большинство шпалерных мануфактур было закрыто.

Возрождение искусства гобелена связано с именем француза Жана Люрса. Он взял за основу средневековую технику и благодаря силе своего таланта и усилиям других художников его мастерской дал гобеленам новый оригинальный символический язык. Яркость и декоративность его работ оказали огромное влияние на художников-гобеленистов ХХ века.

Появление и последующее широкое распространение искусства гобелена в Прибалтике связано с творчеством художницы Мари Адамсон и ее учеников.

Путь развития современного гобелена насчитывает всего около пяти десятилетий. Художники, как правило, сами создают композицию и сами выполняют панно на ковроткацком станке.

Все многообразие типов современного гобелена можно условно разделить на три группы.

Основное место занимает так называемый плоскостной гобелен, имеющий традиционную форму прямоугольника и выполняемый в технике паласного переплетения, иногда в сочетании с ворсом, сумахом, ажурным плетением, что придает работам особые декоративные эффекты.

Второй тип – это объемная или рельефная форма, то есть тканая скульптура. Она выполняется по выкройке и потом собирается на каркас.

Третий тип – это «мини-гобелен», то есть декоративное панно маленького размера (обычно не более 300 х 300 мм).

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

- Учебный ковроткацкий станок. Устройство его весьма примитивно: четыре деревянные планки прямоугольные в сечении сколачиваются внахлест в виде рамы (рис. 1). Можно использовать готовый подрамник. Оптимальный размер для начинающих – 700 х 500 мм. На две противоположные (короткие) планки набиваются гвозди (рис. 2). Расстояние между гвоздями определяет плотность основы, которая будет натягиваться между ними. Чем чаще натянута основа, тем выше плотность и тем более сложные рисунки можно на ней выполнять. Оптимальная для учащихся - плотность № 20, то есть 20 гвоздей на 1 дм. Набиваем гвозди на расстоянии 5 мм друг от друга так, чтобы они торчали на 10-15 мм. Чтобы шляпки гвоздей не «толкались» разносим их через один в две линии. Станок для работы можно закрепить в вертикальном положении или положить горизонтально на стол перед собой.

 

- Ремизная планка – деревянная, гладкая, прямоугольного сечения (20 х 10мм, длиной 550 мм).

- Плотная (но не гофрированная) картонка 50 (40) х 500 мм.

- Ножницы.

- Вилка (потяжелее).

- Бумага для эскиза.

- Простой карандаш, ластик, линейка.

- Гуашевые краски, кисти.

- Нитки для основы: прочная, крученая нить х/б или лен. Можно использовать вязальные нитки типа «пион», «тюльпан», «ирис».

- Нитки для ткачества: вязальная шерсть, полушерсть и все виды искусственных волокон. Чтобы было легче подобрать гамму цветов для каждой работы, нужно иметь в наличии богатый выбор окрашенной пряжи. Если нитки разной толщины, то их следует привести к единой толщине, сложив более тонкие в несколько концов. Чем тоньше нитки для ткачества – тем тоньше и изящнее получается рисунок и тем кропотливее работа. Из толстых ниток эффектно выглядят крупные фактурные детали.

 

Страница 1 2 3 Приложение

Вернуться на главную